🔥🔥 Показ фильма "Пувырга" в нашей Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций я ждал с интересом. Во-первых, потому, что над ним работала татарстанская творческая группа (режиссёр Влад Петров, чьи сюжеты я раньше с интересом смотрел в программе "Город" на телеканале "Эфир"). Лента - экранизация его написанной несколько лет назад одноимённой повести. Во-вторых, из-за сыгравшей там одну из ролей Полины Малых, которая в школьные годы училась у меня в журналистском классе, но хоть и не связала свою жизнь с медиа, стала одной из успешных и подающих надежды актрис казанского Театра юного зрителя. Две недели назад этот фильм победил на Всероссийском фестивале "Киношок" в номинации "Короткий метр". Моя первая встреча с "Пувыргой" получилась нелёгкой. Вроде всего 40 минут, а текли они медленно. Может, я привык к тому, чтобы меня с первых минут "погрузили" в сюжет, действие, увлекли и не отпускали бы до финального кадра? "Это твои проблемы", - уже на первой минуте просмотра мысленно сказал мне режиссёр Петров и повёл в свой черно-белый мир. Вот окно, вот старинная мебель, столовые приборы на кухне. Вот маленький мальчик. Вид из окна во двор. Фортепиано. Крутящаяся пластинка. Что за набор крупных планов? Постепенно приходит осознание: мы в квартире, обстановка которой переносит нас на 40-50 лет назад. Благодаря крупным планам у зрителя есть возможность осмотреться и почувствовать себя хотя бы незваным гостем. Крупные планы, из которых на девяносто процентов состоит картина, с одной стороны, помогают зрителю "примерить на себя" то позднесоветское время (вряд ли понятное нынешним студентам), а с другой работают на вынос его мозга. С первого плана, первой сцены я вроде все осознавал, что вижу, а цельной картины в голове не складывалось. Так много мелочей показала нам камера! В такие мудреные кинофразы смонтировал планы режиссёр, что мой мозг видел там множество смыслов. Если бы в этот момент показ фильма остановили и спросили меня "Ну как?", то лучшее, что бы я смог бы сделать, - промолчать. А на 26-й минуте вдруг я все понял, осознал. И не крупные планы помогли мне в этом, а постоянные закадровые голоса трансляций выступлений генеральных секретарей. Брежнева, Андропова, Черненко. Оказалось, что фильм вовсе не о мальчике из неблагополучной семьи, которому не повезло с родителями, картина о нашей жизни, эпизод которой представил нам Петров. В любое время есть свои мечтатели и пьяницы, любящие и предающие, добрые и сердитые. И ложь, постоянная ложь друг другу. Дочь - матери в том, что бросит пить, мать - сыну в том, что исправится, сын - матери в том, что любит её. В конце концов в слышимых нами за кадром речах руководителей страны тоже мало правды. Фильм - о превратностях человеческих судеб и отношении людей к самим себе. Бесполезно сейчас пересказывать сюжет картины. Не каждый его и выявит. Режиссёр показал нам время, олицетворение которого стала старая квартира - время там остановилось, ничего не происходит, отношения между людьми строятся на лжи и не меняются. За сорок минут - 2-3 кратких диалога в кадре и то вскользь. Режиссёр Влад Петров говорит со зрителем языком символов, крупного плана, не рассказывая ему сюжет, а показывая обстановку, а через неё и детали и некоторые примеры времени. Того, советского, времени, ностальгия по которому многих не покинула и сейчас. А многочисленные студенты, сидевшие рядом со мной, увидели, по их словам, тему тоски по дому. Им, приехавшим из разных уголков страны, она гораздо ближе советской стилистики и проблематики. Не от того ли, когда закончился просмотр и в зале включили свет, у многих на глазах были слезы? Молодёжь вспомнила о доме, о родителях, о том, с чем прожили всю свою предыдущую, доуниверситетскую, жизнь. Возможно, картина пробудила в них что-то патриотическое. За сорок мигут просмотра картины я как будто прожил года три - настолько насыщенным по деталям и выразительности получилось повествование. После просмотра состоялось краткое обсуждение увиденного. Некоторые из студентов даже усмотрели метод познания действительности режиссёра Петрова с творческим взглядом Андрея Тарковского. Тем самым засмущали создателя фильма. Картина получилась необычной, она не говорит, а показывает сюжет через детали, сложение которых и составляет экранный мир, в котором не сразу, но просматривается жизнь со своими бытовыми перипетиями. Впервые я увидел Полину Малых в отрицательной роли непутевой матери. О её игре много пока сказать трудно : перед зрителем она предстаёт эпизодически, кратко, как бы давая зрителю возможность самому домыслить черты образа и, возможно, характера. Кстати, что такое "Пувырга"? Сам Петров вспомнил, что, когда в детстве катился на санках с горки вниз, часто кричал это слово. Окказионализм. Считаю, что творческой группе не удалось создать общую картину этой самой Пувырги, например, как местности, где остановилось время. Но вряд ли это было нужно. Важно, что коллектив силой многочисленных художественных и в чем-то публицистических образов попытался достучаться до каждого зрителя и вызвать у него свои эмоции и, через них, понять для себя: что такое Пувырга. Теперь жду полноэкранную версию фильма, режиссёр сказал, что она будет. Но картина эта подойдёт не всем: её просмотр потребует работы мозга и разума. Эмоции будут после (если будут). Но тот, кто решится на просмотр, найдёт для себя много образов и параллелей с сегодняшним днем. И, видимо, внутренние переживания будут неизбежны. 👏👍

Теги других блогов: культура фильмы журналистика